Главная » 2013 » Июнь » 7 » Креативность для дизайнера
22:01
Креативность для дизайнера


По материалам Википедии, креативность (от англ. create - создавать, творить) — это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу, это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы.

Что называть креативностью? Кого называть креативным человеком?

Сравните, например, инновационного художника, ученого, изобретшего новый вид двигателя, и домохозяйку, оживляющую вид из окна горшком с геранью.
Очевидно, что хоть эти люди и представляют различные виды творческого проявления,
они тем или иным образом привносят новшество в окружающую действительность.

Что считать мерилом креативности, сколь большое проявление считать креативным? Некоторые психологи полагают, что лишь великие открытия заслуживают право считаться настоящими проявлениями креативности, но опять-таки, с какой отметки открытие заслуживает статуса великого?
На самом деле, градация гораздо проще. В макро-масштабе существует два вида креативности.

Первый, когда осуществляется действительный прорыв для всего человечества в область неизведанного. Людей, сделавших это, единицы: Эйнштейн, Шекспир,
Моцарт, Пикассо, ДаВинчи и немногие другие. Такому уровню креативности невозможно ни научить, ни воспитать, с этим можно только родиться. В мире моды, по мнению автора рассылки, творцов подобного уровня также единицы, и их имена порой звучат скромно, а то и вовсе малоизвестны по сравнению с более
успешными (как правило, с коммерческой стороны) соратниками. Это Madeleine Vionnet, Cristobal Balenciaga, Azzedine Alaia, Yohji Yamamoto, Comme des Garcons и прочие.

Второй вид креативности – это когда уже существующая идея представляется неким новым, неожиданным, привлекательном и стимулирующим образом.
Это – великое множество микро-открытий, целый бассейн несметных вариаций, смешений, инноваций на бытовом уровне и т.п., малозначимых в рамках
человеческой истории, но делающие существование претворяющего их в жизнь индивида хоть сколько-нибудь наполненным смыслом. К носителям второго вида креативности относится большая часть человечества, и это качество можно в себе воспитать. По мнению Элиса Пола Торренса (снова Википедия), креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Критерии в оценке креативности:
•беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
•новшество, оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
•гибкость в двух проявлениях: гибкость в противовес ригидности, и гибкость как истинная способность решать проблемы в противовес ложной оригинальности;
•восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
•метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
•проработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи;
•полезность – некоторые идеи могут казаться привлекательными с первого взгляда, но при более детальном рассмотрении оказывают недостаточную конкуренцию уже существующим решениям;
•затратность – окупает ли производимый эффект идеи вложенные в ее разработку средства;
•способность к усовершенствованию – подвергается ли идея улучшениям или она хороша в первозданной форме? Положительный ответ на оба вопроса может иметь равнозначную ценность, ведь некоторые идеи хороши с самого начала, а некоторые хороши в динамике. Плоха лишь та идея, которая, будучи неполноценной изначально, вдобавок не подвергается усовершенствованию;
•продолжительность – способна ли идея выдержать проверку временем;
•сопротивление замыканию — устойчивое сохранение способности не следовать стереотипам и "оставаться открытым" к информации извне при решении проблем;
•абстрактность названия —способность к трансформации образной информации в словесную форму;
•удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие вдохновения.

Как оценить свою природную креативность?


Каждому человеку свойственно сомневаться в себе, и, как правило, чем образованнее и развитее человек, тем больше оценочного диссонанса он к себе имеет.

Во время очередного творческого фиаско, наверняка вы тоже задавались вопросом в отношении степени своей креативности. Определить, но не забраковать, свои изначальные творческие данные позволит следующий ряд вопросов:
1. Как часто вы продумываете способы усовершенствования рутинных обязанностей?
2. Вам доставляет удовольствие какое-нибудь из следующих занятий: рисование, скульптура, писательство, музыка?
3. Часто ли вы разрешаете какие-либо проблемы?
4. Часто ли ваш ум производит новые идеи, особенно если вы не контролируете этот процесс?
5. Нравится ли вам занятие ручным трудом, рукоделие?
6. Способны ли вы распознавать гармоничные цветовые сочетания?
7. Нравится ли вам генерировать абстрактные идеи, пускай даже без их претворения в жизнь?
8. Рассказывая людям события из своей жизни, пытаетесь ли вы приукрасить события, даже не ради хвастовства, а из соображений яркости повествования?
9. Нравится ли вам пробовать новые виды активности?
10. Любите ли вы готовить, и если да, по кулинарной книге или по собственному наитию?
11. Нравится ли вам садоводство?
12. Часто ли у вас возникают идеи по декорированию собственного жилища?
13. Любите ли вы играть в игры, задействующие словарный запас (кроссворды, анаграммы, подбор рифм и т.п.)?
14. Часто ли вы напеваете что-то или наигрываете мелодию случайными предметами?
15. Чувствуете ли вы улучшение настроения от любого проявления собственной творческой активности?
Очевидно, что каждый ответ "да" на вопросы добавляют положительный градус в оценке собственного творческого начала. Мало "да"? Не отчаивайтесь. Креативность поддается развитию.

Что мешает развитию креативности?

Каковы препятствия, мешающие развитию в себе креативного мышления? Одна из самых верных помех на пути к творческому подходу в жизни – попытки применять проверенные методы к новым задачам. Страх оказаться в неконтролируемой ситуации и соблазн повторить успешное решение предыдущей способствуют попаданию в эту ловушку.

Помимо конформистского подхода, пускай даже к собственным же успехам, к врагам креативности можно причислить привычку, страх, лень, недостаток упорства,
мысли о вознаграждении и т.п.

В дизайне одежды подобные ошибки не исключение. Как часто мы видим, особенно у начинающих дизайнеров, попытку повторить в новой коллекции силуэты предыдущей, вызвавшей одобрение у публики?!

Замечали ли вы когда-нибудь, что отсидеться в страхе принять неудачное решение порой бывает легче, нежели взять ответственность за собственную идею и убедить всех в своей правоте до того, как это докажет реальность? Это и есть основной киллер благих начинаний. Если вы действительно верите в собственную идею – идите любой ценой до конца, даже если не встретите поддержку. Если оказалось, что вы действительно не правы – лучше по факту признать это честно, нежели заведомо отказаться от реализации собственной идеи.

Еще одно упражнение на креативность, на этот раз применительно к дизайну одежды. Выберите любое слово – желательно первое пришедшее в голову, и создайте модель одежды, созвучную с этим словом.

По материалам Яны Бринк http://www.osinka.ru/
Просмотров: 1051 | Добавил: АнтонинаГригорьевна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Наш опрос
Какая форма обучения Вам подходит?
Всего ответов: 182
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика